В современных реалиях плагиат стал явлением довольно привычным и обычным. В основном люди прибегают к нему из-за лени и нежелания тратить время на создание чего-то нового и уникального.
И не особенно переживают из-за его последствий, хотя за него и предусмотрена статья, поскольку доказать кражу довольно проблематично. А раньше уважающие себя люди из-за одного только недоказанного намёка на обвинение совершали поступки, дать обратный ход которым было уже невозможно.
Константин Яковлевич Крыжицкий
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858 – 1911) – живописец-пейзажист. Родился в Киеве и с раннего возраста демонстрировал способности к рисованию.
Отучившись в реальном училище, поступил в рисовальную школу Н. И. Мурашко. А 1877 году стал студентом Императорской Академии художеств, где педагогом перспективного ученика стал профессор барон М. К. Клодт.
По завершении курса обучения Константин получил звание классного художника I степени. Выпускнику также была присуждена малая золотая медаль за полотно «Дубы». Несколько лет спустя Крыжицкий стал членом Академии художеств.
"Дубы"
Долгое время художник работал преподавателем в Николаевском сиротском институте. Несколько раз посещал Германию и Францию для участия в выставках.
Помимо масла любил работать в карандашной технике и создавал трогательные акварели, даже являлся членом Общества акварелистов, начиная с момента создания этой структуры.
Человеком, по отзывам современников, Константин Яковлевич был душевным, открытым и светлым. Именно свет так мастерски пронизывает большую часть его пейзажей, прогоняя тени и мрак и наполняя пространство робкой надежной на светлые дни и возрождение.
«Повеяло весной»
В планах художника была реализация ещё множества идей. Ничто, как говорится, не предвещало ничего плохого. Но всё изменил случай. В 1911 году пейзажист направил на лондонскую выставку несколько работ. Автор был уверен, что лучшей среди них стала последняя картина «Повеяло весной», на которой он максимально реалистично изобразил начавшие потихоньку оседать рыхлые сугробы и утопающие в солнечной пелене деревья.
Картина действительно нашла отклик у зрителей, а один британский музей даже выразил желание приобрести её для своей экспозиции. Но художник отказал: он хотел продемонстрировать работу соотечественникам.
Успех ждал и в Петербурге. Но потом в газете вышла гневная статья, в которой Крыжицкому предъявили обвинения в краже идеи. Дело в том, что несколькими годами ранее аналогичный пейзаж уже выставлял другой художник – Яков Иванович Бровар.
"Зубры в зимнем лесу". Автор Бровар Яков Иванович
Композиционно работы были похожи: центральное место на переднем плане занимало одно и то же дерево. Но цветовая палитра, общая идея и реализация были совершенно разными. Начались разговоры, пересуды и разбирательства.
Дело в том, что обе картины написаны с фотографии, которую, по одним сведениям, сделал сам Константин. Фото было в свободном доступе, и Бровар, как и любой другой человек, мог им воспользоваться для написания картины.
Эмоциональный, ранимый и остро чувствующий, как и многие творческие люди, Крыжицкий устал от этой ситуации. И разрешил её радикальным способом. Художник покончил с собой. В предсмертной записке он написал, что устал от необходимости доказывать свою правоту и попросил прощения у всех, кого любил, у своей страны и родной природы.
Наследием живописца, нашедшего последний приют на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, стали более 400 картин, составивших часть великого культурного наследия страны.