Самый добрый художник (50 фото)
40 дней назад не стало художника Виктора Чижикова. Всего 2 недели не дожил он до юбилея знаменитого события – полёта одного из, как считается, главных его творений – Олимпийского Мишки.
Народный художник Российской Федерации, замечательный иллюстратор, карикатурист, поэт и писатель Виктор Александрович Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве. Родители — художники-архитекторы — всячески поощряли его интерес к искусству, позволяя мальчику вместо холста использовать стенку над кроватью, которую периодически закрашивали белой краской.
Эвакуацию Чижиковы провели в с. Крестово-Городище Ульяновской области, где Витя 3 года (август 1941 – апрель 1944) учился в сельской школе. Отца — преподавателя кафедры «планировка городов и населенных пунктов» МАРХИ/Московского архитектурного института — в 1942 году мобилизовали, и с фронта он присылал в письмах рисунки для сына. Из-под Сталинграда, где Чижиков-старший участвовал в боях, домой как-то пришёл рисунок танка, потом другой — солдаты в окопах. А однажды почти карикатура — автопортрет в форме морского пехотинца, втыкающего штык в зад изогнувшемуся над рекой фрицу. На обороте рисунка была надпись: «Это папка даёт немцу пить из Волги». Кажется, именно это умение видеть смешное даже в самых жестоких вещах и кропотливый труд передались Чижикову-младшему от обожаемого им отца.
Карикатуры и шаржи Виктор начал рисовать ещё в школьные годы. Учась в 9-м классе московской средней школы №103, по рекомендации знакомого художника, он показал свои рисунки Кукрыниксам (аббревиатура творческого коллектива советских художников, сложенная из первых слогов фамилий Михаила Куприянова и Порфирия Крылова и 3-х первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова). И сам Куприянов одобрил шаржи подростка на одноклассников и посоветовал ему связать биографию с рисованием.
И профессиональная карьера художника началась сразу же по окончании школы, в 1952 году в газете «Жилищный работник». Точнее, сначала он рисовал стенгазеты в жилуправлении. А однажды коллега ему сказал: «Смотри, в газете «Жилищный работник» художник рисует хуже тебя, сходи туда, тебя с радостью возьмут». И Чижиков пошёл. Действительно, его сразу же взяли в штат карикатуристом. Первый его рисунок изображал лыжника, съезжавшего с заметённого снегом домика как с горки: нерадивые коммунальные службы не справились с последствиями снегопадов.
С 1955 года, ещё будучи студентом, художник работал в сатирическом издании "Крокодил", затем – в самых популярных советских детских журналах: с 1956 года – в "Веселых картинках", с 1958 года – в "Мурзилке" (с 1965 года член редколлегии журнала).
С 1953 по 1958 год Чижиков отучился на художественном отделении МПИ – Московского полиграфического института (с 2016 года – Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета/ВШПиМ МПУ). Во время учёбы он познакомился с Зиной Сысоевой, которая в 1964 году стала его женой и родила Виктору сына Александра (тоже художник, в 2008 году скоропостижно скончался в возрасте 44 года).
С 1958 года Чижиков участвовал в различных художественных выставках. Первая же персональная его выставка состоялась в московском кинотеатре "Фитиль" в 1967 году. А всего их было около 20, как на родине, так и за рубежом.
Работал художник ещё во многих периодических изданиях, в том числе – в газетах "Пионерская правда", "Вечерняя Москва", "Неделя", журналах "Пионер", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Огонёк". Много лет (с 1958 года) был иллюстратором журналов «Вокруг света» и «Искатель», в которых иногда использовал псевдонимы А. Викторов и Р. Пыжиков. В 1968 году обложка, нарисованная Чижиковым для июньского номера «Пионера», была признана читателями лучшей за год.
С 1960 года художник занимался иллюстрацией детских книг, сотрудничал с крупнейшими книжными издательствами – «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Более 40 лет посвятил работе над детскими книгами, которые издавались в России и за рубежом. Проиллюстрировал их более 100. Сам писал стихи и сказки для детей.
Первой книжной работой была "Тайна детской коляски" В. Драгунского ("Малыш", 1960). Среди книг, иллюстрированных Чижиковым, настоящие «хиты» того времени: "В стране невыученных уроков" Лии Гераскиной ("Советская Россия", 1966), "Аля, Кляксич и буква А" И. Токмаковой ("Детская литература", 1968), "Сказки" Г. Цыферова ("Малыш", 1969), "Площадь Картонных Часов" Л. Яхнина ("Малыш", 1971), "Лесная академия" С. Михалкова ("Малыш", 1975), «Доктор Айболит» (по Гью Лофтингу) К. Чуковского («Малыш», 1976), "Вниз по волшебной реке" Э. Успенского ("Детская литература", 1979), "Игрушки" А. Барто ("Малыш", 1981), «Приключения Чиполлино» Дж. Родари («Малыш», 1982), «Волшебник Изумрудного города" А. Волкова ("Детская литература", 1985), "Русачок" и «Винни-Пух и все-все-все» Б. Заходера ("Детская литература", «Малыш», 1986), «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова («Детская литература», 1986), «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского («Детская литература», 1992), «Приключения Васи Куролесова» Ю. Коваля («Самовар», 1995), "Азбука Бабы-Яги" А. Усачева ("Планета детства", 2000), "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла ("Лабиринт", 2012).
Отрицательных героев Чижиков, следуя совету кукольника Сергея Образцова, всегда рисовал не столько страшными, сколько смешными. Так, его Бармалей на иллюстрациях к «Доктору Айболиту» читает «Мурзилку».
Интересна история иллюстрирования художником сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». В конце 1971 года ему позвонил писатель Борис Заходер (подробнее – здесь: "Винни-Пух и все-все-все" и не только) с новостью о начале публикации его пересказа знаменитой сказки для журнала «Пионер». И Виктор Александрович создал серию черно-белых рисунков к «Алисе».
"Как каждый актёр мечтает сыграть роль Гамлета, так каждый художник мечтает сделать рисунки к книге Льюиса Кэррола "Алиса в Стране чудес". Я сыграл своего Гамлета, а вот удалась ли мне эта роль - судить вам" (В. Чижиков). По советской традиции книги никогда не издавались с журнальными иллюстрациями. Поэтому, лишь в 2012 году сказка с этими рисунками Чижикова была опубликована отдельным изданием. Но художника попросили раскрасить иллюстрации, и цветной вариант утратил обаяние монохромного.
Виктор Александрович также автор книжек-картинок "Про девочку Машу и куклу Наташу" ("Молодая гвардия", 1965), "Годные негодники" ("Детская литература", 1987), "Петя и Потап" (Ангстрем, 1992), "Наше вам с кисточкой!" ("Самовар", 1996), "Мышка и кошка под одной обложкой" ("Амфора", 2010).
Издатели его ценили за спокойный профессионализм: одно время по редакциям даже ходила присказка: «Что — грустная книжка? Дайте Чижикову, он усмешнит». И сами авторы не скрывали своей симпатии к художнику. Б. Заходер как-то даже прислал ему открытку, в которой пожелал выпустить ещё много совместных с ним книг. Хотя, пожалуй, именно иллюстрации к заходеровскому переводу «Винни-Пух и все-все-все» (1986) стоит отнести к одной из немногих неудач художника. Почему так получилось, объяснить трудно. Вероятно, Чижиков очень хотел сделать своего Винни-Пуха непохожим на находки предшественников: Эрнеста Шепарда – первого английского иллюстратора книги Алана Милна и американца Вольфганга Райтермана, придумавшего в 1966 году образ медвежонка для экранизации Диснея.
И всё же главным соперником в погоне за детские симпатии для Виктора Александровича был его соотечественник, мультипликатор Федор Хитрук.
В 1969 году, приступив к работе над своим «Винни-Пухом», ещё до того, как он увидел диснеевскую картину, Хитрук первым делом избавился от Кристофера Робина, раскидав его книжные реплики между другими персонажами, чем создал свой неповторимый мир, в котором нет человека, только зверушки и игрушки. В результате попыток изобрести медвежонка кардинально другим, Чижиков не попал в этот графический нерв: его Пух оказался каким-то непластичным и «деревянным».
Тем не менее, проиграв Хитруку и Шепарду, в истории спорта и мировой плакатистики Чижиков навсегда останется как автор другого медвежонка — яркий образ Олимпийского Мишки, как сам художник рассказывал, явился к нему в 1977 году во сне. Олимпийскому комитету набросок сразу понравился. Правда, авторский договор с Чижиковым не заключили, а когда он попробовал было настоять, отрезали: «Автор медведя — советский народ!» (действительно — животное-символ XXII-х московских Игр, выбиралось в ходе народного голосования). И не дождавшись даже официального приглашения на церемонию открытия Олимпиады-80, расстроенный художник уехал в деревню за 160 км от столицы.
В исторической ретроспективе было понятно, что Олимпийский Мишка Чижикова для застойных 1970-х гг. оказался слишком добродушным. Тогда, на фоне ввода в 1979 году советских войск в Афганистан, в знак протеста против «милитаристских амбиций» Кремля, спортивные команды более 60 западных стран бойкотировали Олимпиаду. И в этом смысле художник для режима был неоценимым пропагандистом, но Родина, этот закамуфлированный жест доброй воли не оценила — ни тогда, ни после.
По завершении Игр брежневское правительство отказалось продать 8-метровую куклу немецкой компании за 100 тыс. DM (более $30 тыс. по курсу 1980 г.). Победно летавший над Лужниками символ долгое время пылился в хранилище ОК СССР, где через несколько лет, по слухам, его съели крысы.
И хотя по советским меркам у художника была достойная карьера: миллионные книжные тиражи, всенародные любовь и признание, международные премии за иллюстрации к сказкам, квартира в престижном доме для советских художников, с другой стороны, в США он мог бы стать кем-то вроде Уолта Диснея, если бы за каждый значок или статуэтку с придуманным им Мишкой государство платило авторские отчисления. Вместо гонорара за бренд, Чижикова в 1981 году наградили званием Заслуженного художника РСФСР, а в авторских правах отказали — дважды, причем 2-ой раз уже при Путине.
В постсоветскую эпоху с подачи представителей юридической компании, специализировавшейся на авторских правах, Чижиков обратился в Пресненский суд Москвы, потребовав от телекомпании НТВ 15 млн. руб. за нарушение своих прав и ещё 5 млн. компенсации за моральный ущерб (незадолго до этого в цикле из 33-х передач «Русские не сдаются!» канала фигурировало изображение талисмана Олимпиады-80 в различных образах). Процесс длился с осени 2009 по май 2010 года, но после долгих прений райсуд полностью отказал художнику в иске. По логике юристов, Чижиков разработал двумерный эскиз талисмана, в дальнейшем доработанный и дополненный другими художниками (силуэтный — художник В. Ступин, по видам спорта — Е. Мигунов (подробнее – здесь: Жил-был художник), в объёме — В. Рогов).
Будучи на протяжении полувека членом всех нужных для советского художника профобъединений (член Союза журналистов РСФСР с 1960 года, член Союза художников РСФСР 1968 года), Чижиков умудрился просуществовать в стороне от идеологических баталий. Его друзья никогда не были ни диссидентами, ни откровенными соцреалистами, а тех, кто приходил работать в детскую литературу исключительно в поисках убежища от идеологического пресса, презрительно именовал «халтурщиками». При этом, несмотря на явное умение оставаться в мейнстриме, Виктор Александрович всю жизнь проработал внештатником, предпочитая брать заказы на дом и одновременно сотрудничать сразу с несколькими журнальными редакциями или книжными издательствами.
А из всех зверей Чижиков предпочитал котов. В студии у него хранилась пухлая папка, в которой были собраны рисунки котов, сделанные в разное время, в разном настроении и в разной технике — на бумаге, картоне, холстах. И как-то поэт Андрей Усачев предложил ему сочинить к каждому его коту по стишку. Так возник замысел издания, воплотившегося в 3-томнике под названием «333 кота» (2005) с каламбуром в подзаголовке: «РосКОШНО иллюстрированное издание». Материалы разложили по разделам: «Семейный альбом», «Светская жизнь», «Коты на природе», «Коты на пенсии», «Коты во дворе» и даже «мЯузыкальные» коты.
Главным же для самого автора разделом был «Житейская мудрость котов», чье название, вероятно, восходит к «Житейским воззрениям кота Мурра» Э.Т.-А. Гофмана, роману-сатире 1-ой четверти XIX века. Чтобы оценить прелесть рисунков и стихов, совсем не обязательно быть кошатником, ведь по сути, книга эта совсем не о котиках, а о нас — людях:
«Пессимист вздыхал в печали:
— Что-то мыши измельчали!
— Ерунда! Все те же мыши…
Мы с тобою стали выше!».
Как проговорился художник в документальном фильме Сергея Капкова «Кошки, мишки, Чижиков»: «Конечно, я рисую кота, но имею в виду человека».
Затем на свет появились «Планета кошек» (2008) и "Котография на память: жизнеописание котов, их нравы, обычаи, мифы" (2009) всё тех же авторов.
Сам себя художник называл сатириком, а любая сатира требует гротеска. При этом он был чрезвычайно внимателен к деталям, что видно по техничным элементам его графики. Он был уверен, что детский художник обязан быть образованным и не допускать ошибок: «Быть детскими художниками нигде не учат, ими становятся те, кто хорошо помнит, что им было интересно в детстве».
Его искренне возмутило, когда на рисунке одного из коллег он обнаружил осла с раздвоенными копытами, а в другой раз на чьей-то иллюстрации к Н.А. Некрасову увидел запряженную в сани лошадку, везущую хвороста воз, где художник изобразил дугу без хомута. «Как дуга держится на оглоблях? Непонятно!» — вопрошал Чижиков, жалуясь, что вместо сбруи получились какие-то неправдоподобные узелки.
Так же о себе Чижиков говорил: «Я по натуре не лирик, я больше шутник», что подтверждается его словами о рисовании котов, но подразумевании людей, или в шарже на античный мотив (серия «Великие за партами»), где учитель в греческой тунике склоняется над юнцом — будущим великим оратором: «Сколько можно молчать, Демосфен? Ты что, воды в рот набрал?» Ответ: «Нет, камней!»
А иногда, обескураживающе для собеседника, Виктор Александрович вдруг заявлял: «Кстати, вы знаете, я ведь дальтоник. Не различаю оттенки красного, коричневого, зелёного, розового». Была ли тут доля эпатажа? Зная его опубликованные в изданиях акварельные размывки, можно было подумать, что он кокетничает. Однако в его мастерской действительно была рабочая палитра с размеченными вручную женой — Зинаидой Сергеевной, ячейками красок, с карандашными надписями названий оттенков цветовой гаммы. Даже здесь физическую недостачу в виде нарушения зрительной функции Чижиков смог обратить в подобие фирменного знака.
Это был самый счастливый и самый беспечный дальтоник в современном изобразительном искусстве для детей. Он просто из своего частного рабочего угла десятилетие за десятилетием, целенаправленно и деловито формировал эстетику сначала советского, а позже и постсоветского ребёнка.
Однако, он не только рисовал и иллюстрировал других, но и придумывал тексты сам. В середине 1980-х гг. из Японии пришла неожиданная просьба — местным читателям полюбились иллюстрации художника к русской народной сказке «Мужик и медведь» (1983). Настолько, что они стали уговаривать его сочинить продолжение «первой части». Из этой просьбы родился целый авторский проект — цикл историй с картинками про мальчика Петю и медвежонка Потапа. Так японские читатели открыли для себя новую книгу раньше российских.
В настоящее время работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
С 1994 года Чижиков был председателем жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ), с 2009 года — председателем Совета по детской книге России.
В январе 2020 года художник принял участие в выставке, посвященной памяти Э. Успенского, которая открылась в Музее российской литературы им. В. Даля. В феврале 2020 года стартовала акция «Дарите книги с любовью». Виктор Александрович передал подборку изданий со своими иллюстрациями в библиотеку с. Крестово-Городище, где провел с матерью 3 года в эвакуации. Кстати, в этом населенном пункте работает Музей Олимпийского Мишки.
Впервые в истории отечественной детской книги вышли 3 собрания книг художника с рисунками: 20 тт. «В гостях у В. Чижикова» (изд-во «Самовар», 1995); 9 тт. «Мишкины книжки» (М.: ЭКСМО, 1998); 12 тт. «Рисует Виктор Чижиков» (М.: «Дрофа», 2003).
Скончался Виктор Александрович Чижиков 20 июля 2020 года в Москве в возрасте 84 года. Похоронен 23 июля на Востряковском кладбище.
Награды и звания В. Чижикова:
Орден «Знак Почёта». Народный художник Российской Федерации (14 мая 2016 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность. Заслуженный художник РСФСР (14 сентября 1981 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства. Диплом I Всероссийской выставки детской книги и книжной графики (1965). Диплом III степени Всесоюзного конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к книге Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» (изд-во «Советская Россия», 1966). Диплом I ст. Всероссийского и II ст. Всесоюзного конкурсов «Искусство книги» за иллюстрации к книге Г. Цыферова «Сказки» («Малыш», 1969). Премия журнала «Крокодил» за лучший рисунок года (1970). Диплом II ст. Всесоюзного конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к книге Л. Яхнина «Площадь картонных часов» («Малыш», 1971). Диплом II Всероссийской выставки детской книги и книжной графики (1971). Диплом I ст. отчётной выставки Союза журналистов СССР (1975). Диплом Международной выставки карикатуры в Скопле (СФРЮ). Диплом и памятная медаль Международной выставки карикатуры в Габрово (НРБ, 1977). Диплом I ст. Всероссийского и II ст. Всесоюзного конкурсов «Искусство книги» за иллюстрации к книге К. Чуковского «Доктор Айболит» («Малыш», 1977). Диплом Академии художеств СССР, Бронзовая медаль, приз журнала Roh??/«Рогач» — «Жук-олень» (ЧССР) за рисунок «Быть или не быть?» на Международной выставке «Сатира в борьбе за мир» (Москва, 1977). Первая премия на книжной выставке Объединённого комитета художников-графиков, Москва (1977). Диплом II ст. Всероссийского и Всесоюзного конкурсов «Искусство книги» за иллюстрации к книге Д. Биссета «Забытый день рождения» («Детская литература», 1978). Орден «Золотое детское солнце» журнала BUMMI/«Бумми» (ГДР, 1979). Почётный диплом имени Х.К. Андерсена (1980). Почётный Знак ОК и Диплом Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских Олимпийских игр (1980). Занесён в Почётный список Международного совета по детской книге (СССР-Россия)/IBBY Honour List, в категории «Художник-иллюстратор» за иллюстрации к повести К. Чуковского «Доктор Айболит» (издание 1978 года, 1980). Почётный диплом Совета по детской книге России (1997). Лауреат Всероссийского конкурса «Искусство книги» (1989, 1990, 1993, 1996, 1997). Второй приз и медаль на Международном конкурсе карикатуры «Ура! Культура» (Москва, 1990). Диплом I ст. Всероссийского конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к книге В. Чижикова «Петя и Потап» («Ангстрем», 1993). Диплом II Всероссийского конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к книге Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» («Зебра», 1993). Лауреат конкурса читательских симпатий «Золотой ключик» (1996). Лауреат профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора «Золотой Остап» (1997). Почётный диплом Совета по детской книге России (1997). Премия им. Л. Н. Толстого (Москва, 2002). Премия «Золотой Циклоп» в номинации «Детский журнал» — обложка года («Мурзилка», Москва, 2003). Серебряная медаль Российской Академии художеств за серию шаржей «Лица друзей» (Москва, 2003). Лауреат конкурса «Книга года» в номинации «Вместе с книгой мы растем» XVIII Московской Международной книжной выставки-ярмарки (2005). Благодарность Министерства культуры и массовых коммуникаций России (2007). Специальный диплом Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» (2012). Почётный член Российской академии художеств с 2015 года.
Царствие тебе небесное, Виктор Александрович, — Добрый Волшебник моего детства.