Лев Львович Каменев (1832-1886) и его замечательные пейзажи
"В его пейзажах сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни. Удивительное дело: рассматривая небольшие по размерам уголки русской природы на пейзажах Л. Каменева, действительно начинаешь чувствовать поражающую многоцветием красоту нашей природы и понимать, что перед нами художник, внесший свой значительный вклад в великое искусство русcкого пейзажа XIX века."
(Коровин К.А.)
Лев Львович Каменев родился в 1833 году в городе Рыльске Курской губернии в семье мелкого торговца.
Детство и юность художника прошли в Астрахани, где он учился в местной гимназии, но не окончил ее, так как отец нуждался в помощнике и взял сына к себе в лавку.
Льву пошел 21-й год, когда он в 1854 году уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно с ним воспитанниками училища были будущие знаменитости И.И. Шишкин и В.Г. Перов.
Сначала его педагогом стал пейзажист Карл Иванович Рабус. Когда Рабус в 1857 году скончался, его в пейзажном классе заменил ученик Карла Ивановича, молодой еще тогда Алексей Кондратьевич Саврасов.
Со временем Каменев и Саврасов стали близкими друзьями: они были практически сверстниками (Каменев был моложе своего учителя всего на три года), но главное, что их сближало, – общий строй души.
Семья Каменева, по-видимому, была отнюдь не состоятельной, как считают некоторые исследователи, а, напротив, весьма бедной.
В 1858 году Л.Л. Каменев получил звание неклассного художника. Из числа тех, кто не был выпускником Академии художеств, его удостаивались лишь те, кто сдал соответствующие экзамены и представил конкурсные работы.
В том же году Каменев вступил в члены Московского общества любителей художеств. Тут он сразу начал принимать активное участие в модных тогда Периодических выставках. На них лучшие картины получали денежные премии и прекрасно раскупались.
Летом 1858 года Каменев уезжает на остров Валаам, где в то время писал этюды его товарищ по училищу И.И. Шишкин. На Валааме молодые художники работают в непосредственной близости друг от друга, что способствует их дружескому сближению.
Однако в творчестве каждый из них идет своим путем, следуя властному голосу собственной индивидуальности.