Сегодня годовщина со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи (32 фото)
Этого талантливого художника-самоучку подозревали в разных ухищрениях, позволяющих создать невероятный свет, будто исходящий с картин, но секретом был лишь его талант. И.Е. Репин сказал о нем: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Давайте в день его рождения вспомним лучшие работы этого замечательного пейзажиста.
Архип Иванович Куинджи родился 27 января (15 по старому стилю) 1841 года в Мариуполе Российской империи. Его отец, Иван Христофорович, был греком по происхождению, и сапожником по профессии. Жила семья очень бедно, и занимался ее глава, в том числе, хлебопашеством. Возможно, поэтому в метрике будущего художника записали под фамилией «Еменджи», что значит «трудовой человек».
Портрет А.Куинджи кисти Виктора Васнецова, 1869 г.
Архип Куинджи лишился отца, когда ему было всего 4 года, мать пережила его ненамного, и мальчика забрали к себе родственники по отцовской линии. Будучи тоже людьми бедными, они, тем не менее, старались дать мальчику хоть какое-то образование, но из-за нехватки денег Архипу еще ребенком пришлось подрабатывать, и, возможно, поэтому учился он не очень хорошо. Зато многие отмечали, что он прекрасно рисовал, причем где и на чем придется. Местный хлеботорговец посоветовал поехать в Крым к знаменитому художнику Ивану Айвазовскому, что тот и сделал. И хотя Айвазовский не взял его в ученики, доверив лишь смешивать краски, эта поездка определила дальнейшую судьбу юноши - так впечатлила его встреча с настоящим искусством.
Какое-то время Архип работал ретушером в фотостудии, а в 1865 году отправился в столицу поступать в Императорскую Академию художеств. Две попытки оказались неудачными, после чего его заметили на конкурсе, на котором он выставил свою работу «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника, но для получения диплома требовалось сдать экзамены, не все из которых под силу самоучке, не имеющему специальных знаний, и академики идут навстречу юному дарованию, в ответ на его прошение разрешив ограничиться лишь основными дисциплинами.
В 1870 году Архип Куинджи получает диплом Академии и звание неклассного художника, тогда же он знакомится со знаменитыми художниками-передвижниками, такими как Илья Репин, Иван Крамской, и это накладывает отпечаток на его творчество и мировоззрение.
Волны, 1870е
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении, 1869
Его первые работы производят впечатление на искушенную петербургскую публику, как и на его коллег-художников, и в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижников, в котором, правда, он не задержался долго, поскольку уже через год порвал с ним из-за одной анонимной статьи, где художника критиковали и упрекали во всех смертных грехах (разумеется, творческих), и выяснилось, что статью написал один из членов Товарищества – Михаил Клодт. И хотя художники осудили поступок Клодта, тот был профессором Академии художеств, поэтому исключить его было не так просто. В итоге их ряды покинул Куинджи. Надо отметить, что после случившегося Клодт не смог там остаться тоже.
Работы этого периода, помимо того, что написаны в реалистичной манере, имеют отличительной особенностью то, что Куинджи пишет их, видя действительность глазами бедного человека со всей печалью и состраданием к жизни обычных людей. И этот пронзительный реализм обеспечивает Куинджи ошеломительный успех.
Осенняя распутица, 1872
Забытая деревня, 1874
В это же время он женится на своей давней возлюбленной Вере Кетчерджи, тоже гречанке по происхождению, и сразу же после свадьбы молодожены уезжают на Валаам, излюбленное место русских художников. Там он создает одну из своих самых известных работ, «На острове Валааме», о которой Илья Репин написал следующее: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Это была первая картина, которую приобрел у Куинджи Павел Третьяков для своей коллекции (ныне Третьяковская галерея).
На острове Валааме, 1873
Там же, на Валааме, была написана еще одна известная работа Куинджи – «Ладожское озеро». Изящный и легкий пейзаж, воспевающий суровую северную природу.
Ладожское озеро, 1873
На Валааме, 1872
Но угрюмость и печаль в картинах Куинджи отступили, сменившись романтическими настроениями, и в 1896 году художник выносит на суд зрителей свою новую работу «Украинская ночь». Это был громкий успех. Куинджи отошел от классической живописи, позволив себе изобразить объекты более плоскими, чем полагалось, вместо этого сделав акцент на лунном свете, с тем, чтобы всё внимание зрителя было приковано именно к нему. Это было ново, необычно, и, как писал художник Михаил Нестеров, перед картиной «стояла густая толпа совершенно пораженных и восхищенных зрителей». Красота обычной лунной ночи, доступная каждому, но отмеченная так ярко именно Архипом Куинджи.
Украинская ночь, 1876
Каждая следующая работа лишь укрепляла популярность Куинджи. На выставке в Париже зрители единодушно отмечают художника. Вот, что написал о нем журналист Поль Манц: «Ни малейшего следа иностранного влияния, или, по крайней мере, никаких признаков подражательности».
Вечер на Украине, 1878-1901
В 1879 году Куинджи представил на выставке передвижников три новых картины: После дождя, Север и Березовая роща.
Искусствовед Владимир Петров писал: «особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине "После дождя". В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий, и в свежем воздухе живет предчувствие радуги. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей - прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны)».
После дождя, 1879
«В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу)». (Владимир Петров)
Север, 1879
В 1880 году Архип Куинджи представляет свою новую работу – «Лунная ночь на Днепре». Было неслыханно, чтобы картина выставлялась сама по себе, но именно так и было сделано. Окна были занавешены, горел лишь единственный источник света, усиливая впечатление от картины. Это был фурор! Люди замирали перед картиной, и, как вспоминал Илья Репин, уходили со слезами на глазах. Яков Полонский написал об этом: «Я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?».
Лунная ночь на Днепре, 1880
Куинджи шел своей дорогой: если, например, Шишкин уделял огромное внимание деталям, то Куинджи, напротив, обобщал их, создавая скорей настроение. Он увлечен импрессионизмом, когда большинство художников относится к новому веянию настороженно, если не с осуждением.
Днепр утром, 1881
На волне успеха после выставок картин «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», которые сразу же полюбились публике, Архип Куинджи неожиданно для всех уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, больше не появляется на публике и не выставляет новых работ. Целых 20 лет молчания. Конечно, слухами земля полнится, и массово обсуждалось, что Куинджи исчерпал себя, что больше не может писать, однако правды в этом не было – художник продолжал работать, за эти годы им было создано множество полотен. К нему приезжали в Крым учиться студенты, в его поместье проводились пленэры. Но лишь спустя два десятка лет Куинджи показал своим ученикам и друзьям новые работы, среди которых были «Вечер на Украине» и «Днепр утром». Один из его учеников писал в письме: «Это просто удивительно! Оказывается, он все это время работал, и не без успеха».
В 1901 году Архип Куинджи решает организовать новую выставку. Снова оглушительный успех, несмотря на который до самой смерти художник больше никогда не показывал своих работ. Девять лет молчания.
Христос в Гефсиманском саду, 1901
В 1910 году, живя по-прежнему в Крыму, Куинджи заболел воспалением легких, и было решено уехать в Петербург. У постели Архипа Ивановича, помимо жены, были его ученики - Николай Рерих и Николай Химона. По воспоминаниям современников Куинджи был человеком вспыльчивым, но очень добрым и искренним, и интересный факт, что некоторые из его учеников завещали похоронить себя рядом с мастером.
А.И. Куинджи с учениками, фотография, 1897. (Куинджи в центре,по левую руку от него Николай Рерих)
А.И. Куинджи, фотография, 1890-е
Биограф Куинджи Михаил Неведомский написал: «Незаконченная картина «Ночное» (с намеченными фигурами пасущихся лошадей) полна истинной поэзии. В ней есть какая-то широкая гармония, — гармония чарующих предрассветных сумерек на юге, над спокойной гладью многоводной реки, которая так «лежит», так уходит от зрителя вдаль, так мирно отражает стыдливо-робкий свет лунного серпа... Какой-то истомой и широкой грустью веет от всей картины. Прекрасно переданы прозрачность неба и впечатление далей и — как везде у Куинджи — «пространство».
Ночное, 1905-08
Мальчик-самоучка из бедной семьи смог добиться успеха и почитания еще при жизни, несмотря на то, что всегда были те, кто критиковал его за слабый рисунок, за излишнюю «цветастость», что являлось результатом отсутствия художественного образования, но, с другой стороны, возможно именно это позволило ему стать тем, кем он стал – самобытным, ни на кого не похожим, уникальным художником, которым по праву мы можем гордиться.
И напоследок еще несколько работ Архипа Ивановича Куинджи.
Лодка в море. Крым, 1875
Лунная ночь на море, 1874
Березовая роща, 1879
Дарьяльское ущелье, 1890-1895
Облако, 1895
Красный закат на Днепре, 1905-1908
Лов рыбы на Чёрном море, 1900
Радуга, 1900-1905
Днепр, 1901
Снежные вершины, 1890-1895
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым, 1898-1908
Море. Крым