Фото экскурсия - "Прогулка по паркам Царского села" (260 фото) (2 часть)
Земля, на которой в XVIII веке возникла пышная загородная резиденция Императорского Двора – Царское Село, издревле входила в состав Новгородских земель. После присоединения Великого Новгорода к Московскому княжеству эти земли вошли в состав Дудеровского погоста Ореховского уезда.
Эти края с глубокой древности населяли такие, ныне практически исчезнувшие народы как, Водь и Ижора, а так же славяне и православные финны.
На протяжении нескольких веков эти земли являлись яблоком раздора между Швецией и Великим Новгородом. Шведы всеми силами пытались захватить эти территории, отрезав тем самым своему восточному соседу выход в Балтийское море, что неминуемо привело бы к разрыву установившихся торговых связей и значительному ослаблению Новгородской державы.
Граница двух государств проходила по территории нынешнего Карельского перешейка и этот край, служивший местом столкновений “враждебных ратей” выносил все тяготы войны, независимо от того, кто оставался победителем.
В конце XVI начале XVII веков шведы, наконец, добились своей цели – обширные территории, ранее принадлежавшие Новгороду, оказались под их властью. Православное население практически покинуло завоеванный край, а на опустевшие земли шведы переселили лютеран – немцев, подвергавшихся гонениям на родине и финнов.
Взойдя на российский престол царь Петр Алексеевич (будущий первый Российский император ПетрI), поставил свой задачей вернуть утраченные земли. С чем с успехом и справился.
Едва заняв приневские земли, Петр основывает в устье Невы новую столицу русского государства. Окрестные территории он раздает своим сподвижникам и начинает строить загородные резиденции.
Среди поместий Копорского уезда числились (по шведским писцовым книгам) Дудеровская и Сарская мызы, которые, как другие обширные территории перешли во владение фаворита Петра I – светлейшего князя Меньшикова. Местечко, где располагалась Сарская мыза называлось Сарицы, и фигурировало в писцовых книгах еще Московского княжества, когда все эти земли были розданы московским дворянским родам Бестужевых, Овиновых, Хилковых…
Но Меньшиков не долго владел Сарской мызой – вскоре Петр решил пожаловать эти земли своей второй жене Екатерине Алексеевне, в ту пору еще не объявленной Государыней. Меньшиков не посмел противоречить монарху и в июне 1710 года Сарская и Славянская мызы, с принадлежащими им деревнями перешли во владение Екатерины Василевской.
В 1711 году Екатерина Алексеевна была официально объявлена русской Государыней и Сарская мыза получила статус “дворцового имущества”. Вскоре мызу уже окружали новые деревни, куда переселили крестьян, “переведенных” из других дворцовых сел. Старый деревянный господский дом был заменен каменным, а вокруг него Императрица велела разбить небольшой парк.
После смерти Екатерины I мыза перешла в собственность цесаревны Елизаветы Петровны, будущей Российской Императрицы. Средств на содержание мызы у Елизаветы не хватало и усадебные постройки постепенно приходили в негодность. Единственное строительство, которое велось в то время в Сарской мызе – это возведение каменной церкви.
После восшествия на трон, Елизавета перестраивает свою скромную усадьбу в роскошный загородный дворец. Руководил строительством новой императорской загородной резиденции итальянец Франческо-Бартоломео Растрелли – король пышного барокко. В течение всего царствования Елизаветы Петровны дворец перестраивается – он кажется ей недостаточно роскошным и вместительным. Вокруг дворца быстро увеличивается слобода – Сарское Село – с множеством жителей, так или иначе кормящихся дворцом.
Тотчас после своего воцарения, Екатерина II назначает генерал-поручика Бецкого управляющим всеми делами своей царскосельской вотчины. Он действовал только по личным указаниям императрицы. Безумные траты елизаветинских времен прекратились – Екатерина считала всё до последней копейки. Но Царскому селу это пошло на пользу: за время 34-х летнего царствования Екатерины Великой оно достигло высшей степени процветания. Был выстроен дворец для внука Екатерины (которого она мечтала сделать своим наследником в обход сына) Великого Князя Александра Павловича. К большому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Колоннада, боковые флигели. Сады были расширены и в них появилось множество новых зданий и памятников в честь сподвижников Императрицы.
Павел I не любил Царское село, как и многое другое, с чем было связано имя его матери. Он предпочитал две другие свои резиденции – Павловск и Гатчину.
После смерти Екатерины Павел принялся за планомерное разорение Царского села: он приказал своему любимому архитектору Бренне (построившему Михайловский замок в Петербугре и строившему резиденции в Павловск и Гатчине) вывезти из Царского села все, что тот сочтет нужным для украшения вышеупомянутых дворцов. Было так же велено сломать Китайскую деревню, а материал пустить на строительство других резиденций Павла I. К счастью это повеление осталось невыполненным. Все недостроенные сооружения в Царском селе были заброшены. Кроме того, были уничтожены и некоторые ценные собрания, принадлежавшие Императрице Екатерине.
В первые годы царствования Александра I Царское село оставалось заброшенным. Только в 1808 году Император вспомнил о любимой резиденции своей “державной бабки” и предпринял меры по его восстановлению. За годы царствования Александра было восстановлено почти все, что было уничтожено за 5 лет правления его отца. В парках появились новые постройки. Неподалеку от Александровского дворца была выстроена Императорская ферма. Во флигеле Большого Дворца, построенном в конце царствования Екатерины II для своих внуков, было учреждено новое высшее учебное заведение для детей дворян – Императорский Царскосельский Лицей. Самым известным выпускником этого лицея был А.С. Пушкин.
В царствование Императора Николая I в Царское Село была проведена первая в России железная дорога. В течение всего XIX века Царское Село продолжало расти и развиваться, превратившись в небольшой город. В центре города, на площади рядом с Гостиным Двором был построен городской собор св. Екатерины (арх. К.В. Тона), по своей архитектуре напоминавший Владимиро-Суздальские храмы. В царствование Александра III Царское Село стало первым городом не только в России, но и в Европе, который был полностью освещен электричеством.
Последний Российский Император Николай II постоянно жил в Царском Селе начиная с 1905 года. Его резиденция находилась в Александровском Дворце.
В 1911 – 1916 годах на северо-восточной окраине Александровского парка был возведен Федоровский городок – комплекс зданий, построенных в “русском стиле”. Это был последний архитектурный ансамбль, возведенный в Царском Селе.
После февральской революции 1917 года Царское село стало первым местом заточения императорской семьи.
После победы большевистской революции дворцы Царского Села были превращены в музеи, в лучших домах и дачах города разместились детские оздоровительные и учебно-воспитательные учреждения, а город был переименован в Детское Село.
В 1937 году город еще раз сменил свое имя: ему было присвоено имя А.С. Пушкина, столетие со дня смерти которого отмечалось в тот год.
В конце лета 1941 года на подступах к Пушкину шли ожесточенные бои с фашистскими захватчиками. В спешке эвакуировались в глубь страны сокровища дворцов-музеев. То, что не могли вывезти – закапывали. Но всё укрыть не было никакой возможности. 17 сентября город был занят немецкими войсками. Дворцы, парки и просто городские здания подверглись разрушению. Знаменитая Янтарная комната Екатерининского Дворца, которую по какой-то причине не смогли эвакуировать, была демонтирована и вывезена немцами. Куда? Следы этого шедевра теряются где-то в Кёнигсберге и по сей день исчезновение Янтарной комнаты остается загадкой, разрешить которую не может никто.
В начале 1980-х годов было принято решение о воссоздании янтарной комнаты. В течение долгих 20 лет реставраторы трудились над этим шедевром и, наконец, в год 300-летия Петербурга новая Янтарная комната была открыта на всеобщее обозрение.
В январе 1944 года, после освобождения от немецко-фастской оккупации, в Пушкине начались восстановительные и реставрационные работы. Производилось разминирование парков, засыпались траншеи, убирались укрепления. Началась титаническая работа по восстановлению разрушенного.
Понемногу парки приобрели прежний вид, был восстановлен внешний облик дворцов. Работы во восстановлению внутреннего убранства Екатерининского дворца продолжаются до сих пор. Александровский дворец был передан военно-морскому ведомству и только совсем недавно в нем снова разместился музей. Не так давно были открыты после реставрации здания Китайской деревни. К сожалению, еще очень многие постройки требуют немедленной реставрации – продолжается разрушение Федоровского городка, медленно “умирают” старинные особняки, стоящие вдоль дороги в Павловск…