Lauren Ridealgh (63 работ)
Броувер (Brouwer) Адриан (1605 или 1606, Ауденарде, — похоронен 1.2.1638, Антверпен), фламандский живописец. Уроженец Фландрии, около 1621 переехал в Голландию, работал главным образом в Харлеме (где около 1623—24 поступил в мастерскую Ф. Халса) и Амстердаме. В 1631 поселился в Антверпене. Один из крупнейших мастеров фламандского бытового жанра, Б. обращался к жизни крестьян и городских низов, писал, главным образом, сценки попоек и драк, курильщиков и картёжников в полутёмных трактирах. Небольшие по размерам картины Б. чужды идеализации и приглаженности, рисуют народную жизнь с её противоречивыми и подчас мрачными сторонами; но вместе с темнотой и грубостью Б. подчёркивал в простых людях активность, цельность натуры, полноту жизненных сил.
Ранние картины Б. остро гротескны и отличаются экспрессивностью мимики и жестов. В зрелых произведениях обогащается характеристика героев, драматизм действия сочетается с лиричностью настроения, предметы приобретают редкую пластическую выразительность, динамичная композиция — классическую чёткость, а колорит — насыщенность и глубину, причём острые контрасты цветовых пятен смягчаются тонко нюансированной воздушной дымкой («Драка крестьян при игре в карты», Картинная галерея, Дрезден; «Горький напиток», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). В поздних картинах композиция спокойней и проще, юмор интимнее и добродушнее, преобладает лирически-мечтательное настроение («Спящий курильщик», Лувр, Париж; автопортрет, Маурицхёйс, Гаага). Б. писал и сельские пейзажи, покоряющие интимной, грустной поэзией вечерней тишины, драматичностью эффектов освещения («Лунный свет», Картинная галерея, Берлин-Далем).
О детстве и юношестве художника известно очень мало. Родился в семье ремесленника. Его отец занимался росписью картонов для ковров. Оденардские ковры ценились во всей Европе. С детства будущий художник помогал отцу в мастерской, рисуя причудливые узоры будущих ковров. Предполагается, что в 1621 г. он покинул Бельгию, а в 1626 г. документальными источниками подтверждается пребывание Браувера в Харлеме. В 1631—1632 г. художник переехал в Антверпен.
В 1628 г., находясь в Голландии, Браувер берёт уроки у Франса Халса, в 1630 г. его принимают в антверпенскую гильдию св. Луки. Несмотря на фламандское происхождение, Браувер ипытывал большое влияние голландской живописи и был далек от пышной барочной фламандской школы. Несмотря на это, картины Браувера очень ценил Рубенс, который приобрёл у него несколько полотен для своей художественной коллекции и старался оказывать «неисправимому гуляке» свое покровительство. В 1633 г. Браувер арестован испанскими властями. Точная причина его ареста не известна, возможно он был арестован за участие в гентском восстании 1631 года. С 1634 г. и вплоть до своей смерти от чумы в январе 1638 г. Браувер проживал у антверпенского гравёра Паулюса Понтиуса.
Браувер писал жанровые сцены из крестьянской жизни, крестьянские танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки, которые отличаются живостью и гениальностью замысла. Однако при жизни художника его полотна не были в цене, поэтому он испытывал нужду, так что его домашнее имущество было взыскано в пользу его кредиторов. Большинство полотен Браувера хранится в мюнхенской Пинакотеке, в Санкт-Петербурге, Мадриде, Дрездене и Вене (галерея Лихтенштейн).
Браувер умер в возрасте 32 лет в Антверпене и был похоронен в общей могиле. Позднее, при содействии членов гильдии был перезахоронен 1 февраля 1638 года на территории церкви кармелитов
Его картины коллекционировал сам Рубенс (в его собрании их насчитывалось семнадцать штук). Каждое произведение Брауера— жемчужина живописи. Художник был наделен огромным колористическим талантом. Темой своего творчества он избрал повседневную жизнь фламандских бедняков — крестьян, нищих, бродяг, — томительную своим однообразием и пустотой, с ее убогими развлечениями, иногда нарушаемую вспышкой диких животных страстей. Брауер продолжил в искусстве традиции Босха и Брейгеля своим активным неприятием убожества и уродства жизни, глупости и животной низменности человеческой натуры и вместе с тем острым интересом к неповторимо характерному. Он не ставит своей целью развернуть перед зрителем широкий фон социальной жизни. Его сила в изображении конкретных жанровых ситуаций. Особенно владеет он умением выразить в мимике лица различные аффекты чувств и ощущений, испытываемых человеком. В противовес Рубенсу, ван Дейку и даже Иордансу он не помышляет ни о каких идеалах и благородных страстях. Он саркастически наблюдает человека таким, каков он есть. В музее можно видеть его картину «Собутыльники», замечательную нежным светлым колоритом, поразительно передающим освещение и атмосферное состояние. Убогий городской пейзаж около крепостного вала вместе с игроками-бродягами вызывает в душе щемящую сердце тоску. Это настроение самого художника, говорящего о тупой безнадежности существования, безусловно глубоко драматично.